МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
для детей от 1-го года:
·
Развитие
слуха и голоса
·
Ритмика движения
под музыку
·
Игра на
музыкальных инструментах
·
Соединение: слушаю, пою,
танцую
·
Обогащение
воображения
·
Развитие
творческой активности
В ходе занятия гармонично соединяются музыкальные разминки,
маршировки, прыжки, бег, хлопки, весёлые «пальчиковые» песенки и
песенки-танцы, музыкальные игры, ритмические «рисунки», знакомство с
классической музыкой, слушание и понимание музыки.
МУЗЫКА
СТАНЕТ ЧАСТЬЮ ВАШЕГО МАЛЫША С ПЕРВЫХ ЛЕТ ЕГО ЖИЗНИ!
Кроме того, в Детском университете
проводятся
специально-направленные занятия
"Музыкальные путешествия"
(по методике Железновых)
Сергей и
Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические
разработки стали популярны далеко за пределами России.
Диски Железновых
пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные
способности, абсолютный слух.
Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего,
легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни. Не стоит
отказывать им в таком удовольствии!
«Музыкальные
путешествия»
(по
Методикам Железновых)
О МЕТОДИКЕ
Музыкально-игровые
занятия «Музыка с мамой» - музыкальная программа
раннего развития для детей от 1-го года до 6 лет.
Музыкальные материалы программы (CD
и DVD диски, нотные учебные тетради) удобны для работы в семье, детских
центрах и студиях, детских садах. Используются как при индивидуальной,
так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных
занятиях.
Ядром программы является
положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения
малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют
в музыкальной деятельности.
Используя музыкально-игровую
развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют
обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта
детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального
развития.
Принципиальные
решения
1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы
участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности
должно быть движение.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог
не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать
детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря
фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не
только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их
традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и
образной, или современной танцевальной, но при этом действительно
хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких
песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но
полезным и интересным делом для детей раннего возраста.
Теоретическое
обоснование авторской методики
Основой для этого обоснования являются
следующие положения:
1. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием)
являлась необходимым условием общего развития малышей. В наших
методических разработках музыка должна была всегда сочетаться с
движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с
песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и
шумовых инструментах.
2. На музыкально - ритмических занятиях музыка должна быть не только
«целью», но и «средством»: определяя темп и ритм движений, чередование
фраз и разделов, музыка подсказывала детям образ и выполняемые действия.
С другой стороны, сама музыка становилась понятней и интересней для
ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и
музицирование, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о
музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.
Новизна программы
В данной публикации мы постарались
представить и систематизировать часть созданного нами
музыкально-игрового материала для музыкально – игровых занятий с
малышами 1-3 лет в семье и ДОУ.
В предлагаемой программе
музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и
социального развития детей раннего и младшего возраста.
Новизной программы является также
сочетание традиционных подходов и использование современных технических
средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео)
позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим
развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных,
занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в
группе (воспитателями), и семье (родителями).
Одной из особенностей
программы является как возможность проведения на её основе отдельного
курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой,
используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих
использовать её в семье.
Цель программы
- способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому
развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального
воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение
преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая
деятельность является средством общего и социального развития, способом
сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.
Задачи программы:
Способствовать раннему развитию
ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая
родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
Обучать родителей
эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать
развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в
семье.
Разрабатывать аудиопособия,
методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия,
книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности
домашней работы по этим материалам.
Формировать оптимальные условия для
регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития
и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
Формировать
готовность к дальнейшему обучению
Формировать
музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в
наиболее сенситивный период развития ребёнка.
Принципы программы:
Программа соответствует
современным требованиям к образовательной программе.
Она имеет развивающий
характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в
процессе овладения им музыкальной деятельностью
В ней заложена возможность как
групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с
детьми
В ней учтены идеи
оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей
и оздоровительной работы с детьми
Содержание программы ориентировано
на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия
каждого ребёнка
Программа оснащена
практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых
занятий
Содержание программы:
Технология музыкального обучения и
воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной
деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что
обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в
процессе занятий.
Организация музыкальных занятий
происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических
музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
Направлениями работы по
программе являются:
«Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
Пальчиковая гимнастика
Игры - потешки
Игры - массаж
Игры - катания
Игры с предметами
Игры с подражательными движениями
Игры с ловлей
Игровая гимнастика
Хороводные игры и танцы
Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
Развитие музыкально-слуховых представлений
Слушание музыки
Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и
клавиатурой.
Адресация и организация
работы по программе:
Проект
адресован широкому кругу специалистов и родителям.
Музыкальные руководители, логопеды,
психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть
материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и
работники дополнительного образования могут использовать разработки для
проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных
учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут
использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с
малышом в семье.
Авторская программа
обучения детей музыке
в студии «Детский университет»
Музыкальное искусство – важное средство
воспитания, которое оказывает содействие развитию личности ребенка.
Цель музыкального воспитания:
обогатить чувственно-эмоциональную сферу ребенка и способствовать его самовыражению и самореализации.
Задачи:
- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- формировать познавательный интерес к музыке, потребности в восприятии музыкальных произведений;
- развивать творческие способности детей (художественно-образное ассоциативное мышление,
воображение, фантазию, импровизацию, интерпретацию);
- развивать основные музыкальные способности (звуковысотный, ладовый слух, певческий голос, чувство ритма,
чувство формы);
- воспитывать умения общения с людьми;
- помочь ребенку осознавать свою индивидуальность, формировать у него положительные черты личности.
Виды деятельности:
- восприятие музыки
- пение
- музыкально-ритмическая
деятельность
- игра на детских музыкальных
инструментах (активизирует музыкальный слух, память, двигательные навыки);
- детское музыкальное творчество
(интерпретация музыкальных образов и песенной, танцевальной,
инструментальной импровизации удовлетворяют потребность ребенка в
самовыражении).
Содержание
музыкальных занятий –
приобщение детей к различным
видам музыкальной деятельности.
В период дошкольного
детства формируется восприятие
музыки, которое характеризуется
эмоциональной отзывчивостью ребенка на произведение, развитием его
умственных операций – сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Пение на
занятиях развивает голосовой аппарат и дикцию.
Приобщение детей к музыке
происходит и в сфере музыкально-ритмической деятельности, посредством:
- доступных и интересных
упражнений,
- музыкальных игр,
- танцев,
- хороводов,
помогающих ребенку лучше
почувствовать и полюбить музыку.
Занятия ритмикой
способствуют физическому развитию детей:
- совершенствуется координация
движений,
- улучшается осанка,
- повышается жизненный тонус,
- создаётся у ребенка бодрое,
радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в
целом.
Игра на
детских музыкальных инструментах,
позволяет детям открыть для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различить красоту звучания различных инструментов.
Применения на занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов
вызывает у детей интерес,
расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Неотъемлемой частью работы с детьми являются
праздники и развлечения,
которые становятся яркими событиями в повседневной жизни ребенка. Праздник
помогает расширить кругозор, творческий потенциал, проявить интерес к более
глубоким музыкальным впечатлениям, укрепить любовь к музыке. |